Легенды о роли личности Петра I в экономическом развитии Архангельска, как правило, не имеют ничего общего с реальностью
Вместо того чтобы изучать историю, её у нас нередко насилуют в угоду политике и стереотипам. Как и в советские годы, российским школьникам дают мифологизированные оценки роли исторических личностей.
В прошлом номере газеты мы опубликовали материал «Петровский или Ломоносовский?» (№ 6 (15) от 12 апреля этого года или на сайте www.zpg29.ru). Звонков в редакцию было, что называется, хоть отбавляй. Горожане высказывали разные мнения, порой противоположные и категоричные. Но все хотели узнать правду об отношении Петра Первого к Архангельску, и сегодня на вопросы «ЗПГ» отвечает известный северный краевед, публицист, член президиума Архангельского регионального Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Иван МОСЕЕВ.
- Сейчас все официальные российские историки утверждают, что Архангельск не является родиной отечественного флота, потому что Пётр I создавал первый флот не в Архангельске, а в Воронеже. Так ли это?
- Сегодня миф о том, что именно Пётр построил первые российские судоверфи и корабли доведён до абсурда. Архангельска как признанной родины отечественного морского флота в истории России больше нет! Родиной флота вся Россия считает Воронеж и Переславль-Залесский. Обыватель слепо верит официальным историческим мифам и не задумывается о том, что в Архангельске задолго до того, как Пётр построил первые суда в Воронеже, уже были и судоверфи и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Пётр не смог бы создать свой флот без Архангельска и поморов. Из сухопутных помещичьих крестьян центральной и южной России нельзя было набрать опытных матросов и судостроителей. Поэтому, не имея морского опыта поморов, Пётр I ещё долгие годы плавал бы в своих потешных прудах.
- Но ведь роль царя в истории нашего края переоценить трудно. Или и тут нас ввели в заблуждение?
- Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение. Знают ли архангелогородцы, что даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а Иваном Грозным в 1581 году? А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов. Так что судоверфь в Соломбале работала задолго до приезда Петра в Архангельск. Пётр просто использовал уже готовый поморский ресурс и при этом погубил множество людей. Последствия его реформ особенно тяжело отразились на Архангельске.
- Какие указы Петра особенно сильно ударили по Архангельску?
- Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных ещё Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Пётр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Многие их этих европейских судов не были приспособлены для плаваний в наших северных морях. Это тоже подорвало морские промыслы. Кроме того, далеко не каждому было по карману строить европейские гукеры и шхуны.
- А что в таком случае стало с поморскими промыслами?
- Пётр передал их своим прибыльщикам и монопольным компаниям. Это означало, что коренным поморам запрещалось ловить рыбу и бить морского зверя, из-за чего в неурожайные годы в Поморье царил голод. В середине XVIII века крестьяне Ковской волости писали: «По неимению у нас семужьих промыслов... платить подушных денег не в состоянии, и по крайности пришли к отчаянию и претерпеваем великий голод, употребляем себе в пищу... гнилое дерево и белый мох».
- Всем известно, что в Поморье никогда не было крепостного права. Как же Пётр относился к этому факту?
- Пётр не церемонился с людьми, его мало интересовало, что поморы - это не крепостные крестьяне. Если ему требовались рабы, он просто превращал в них своих подданных. В 1712 Пётр I забрал для службы на флоте 500 поморов, в 1713 - 550, в 1715 - 2000. Причём брал самых лучших молодых работников, обрекая их семьи на голодное существование, разорение и нищету. Тысячи семей лишились тогда своих кормильцев. В именном указе архангельскому губернатору от 9 октября 1714 года Пётр I пишет: «В Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах, набрать 500 матросов, и чтоб оные были не стары, не увечны, а именно, чтобы были летами не старше 30 лет». Жестокость и презрение к подданным, глумление над традиционной культурой коренного населения России были неотъемлемой чертой Пётра I.
- Правда ли, что Пётр I вообще не считал за людей оленеводов-ненцев и обращался с ними буквально как с животными?
- Вот что собственноручно писал «просвещённый самодержец» архангелогородскому вице-губернатору П.Е. Лодыженскому 11 января 1717 года: «Господин вице-губернатор. По получении сего указу сыщите двух человек самоядов (т.е. ненцев) молодых ребят, которые б были дурняя рожием и смешняе, летами от 15 до 18, в их платье и уборах, как они ходят по своему обыкновению, которых надобно послать в подарок грандуке флоренскому. И как их сыщите, то немедленно отдайте их тому, кто вам сие наше письмо объявит. Пётр».
То, что ненцы не животные, а люди, Петра I нисколько не волновало. Но это не может не волновать современных жителей Архангельска. Ведь чествование в Архангельске Петра I оскорбительно и для поморов, и для жителей Ненецкого автономного округа, с которым Архангельск налаживает отношения.
- Почему образ Петра все же популярен в Архангельске?
- Потому что власти его сделали культовой фигурой. Логика почитателей этого царя незатейлива: она основана на растиражированном мифе о царе-просветителе, царе-демократе, некоем вожде, который якобы прорубил окно в Европу и вывел Россию к некоему светлому будущему. Примерно так же впоследствии создавался культ вождя Ленина, вокруг личности которого был создан миф о его любви к рабочим, к детям, к Родине... И - культ великого спасителя России, учёного и полководца Сталина... Эти мифы возникли не в народной среде, их создавали специальные государственные структуры. На бюджетные средства по всей стране этим царям-вождям ставили памятники, придворные поэты и писатели воспевали их в своих произведениях. А цензура и карательные органы следили за тем, чтобы никто не пытался разрушать эти мифы.
- С какой целью создавался культ Петра?
- Цель любого культа личности - внедрение в сознание народа мифа о «народной» природе власти. Вспомните, что в основе культа Петра лежит миф о том, что царь на равных общался с простыми людьми, уважал трудовой народ и работал плотником. А другой вождь Ленин носил бревна на субботнике, отдавал свой хлеб сиротам. На самом же деле за пропагандисткими мифами и культами «народных» царей и вождей всегда скрываются чудовищные преступления против народа. И, как правило, чем мощнее культ личности - тем чудовищнее эта личность была в реальности. Но миллионы россиян действительно верили, что Россия всем обязана этим царям и вождям. Удивительно, что даже сегодня потомки жертв верят пропаганде и мифам. В психологии есть термин «стокгольмский синдром», это когда заложники и жертвы начинают любить и активно защищать своих мучителей. Если основываться на фактах, то Архангельск - это, несомненно, жертва Петра Первого, который фактически подорвал мощь столицы Поморья, принёс его в жертву С.-Петербургу.
- Если Архангельск является жертвой Петра, почему у нас в городе на самом лучшем месте стоит его памятник?
- Архангельск забывает, что он не Санкт-Петербург, и подражает северной столице, обезъянничает. Выглядит это нелепо... Для Петербурга культ Петра обоснован исторически, но для Архангельска, который был принесён в жертву Петербургу и лишён статуса международного торгового порта, почитание Петра - признак слабоумия местных элит, которые скорее всего и не являются элитами. Культ Петра в Архангельске постоянно поддерживается исторической пропагандой и рекламой: очевидно, с подачи местных элит изображение памятника Петру I напечатано даже на 500-рублёвых купюрах. В итоге, по мнению обывателей, это является отличным поводом для провинциальной гордости за Архангельск. Некоторые горожане даже всерьёз считают, что Пётр основал Архангельск. А почему бы и нет? Ведь если в самом центре Архангельска стоит памятник этому царю, а его именем в 90-х годах назван парк рядом с мэрией, значит, он наверняка достоин не меньшего культа и почитания, чем в Петербурге.
- Памятник Петру в Архангельске построен по инициативе благодарных горожан?
- Вопреки обывательскому мнению, памятник царю в центре Архангельска появился отнюдь не по желанию населения, а по инициативе чиновников. Идея поставить памятник Петру в Архангельске принадлежит губернатору И.В. Сосновскому, который в 1909 году затратил 5000 бюджетных рублей на покупку бронзовой статуи царя к юбилею Полтавской битвы. Причём статуя Петра I в Архангельске - это не оригинальный памятник. Похожие памятники-копии стоят в других городах России и отличаются они друг от друга не больше, чем оловянные солдатики из общей коробки. Вспомните, как выглядит памятник в Петергофе? Почти один к одному он похож на архангельский памятник Петру. Очевидно, что даже исходя из этого, памятник Петру I в Архангельске не может претендовать на то, чтобы считаться эксклюзивным символом столицы Поморья. Но мифы сильнее разума.
- А были в Архангельске сооружения, построенные только за счёт поморского населения?
- Конечно. Например, знаменитая Новодвинская крепость была построена не на государственные, а на народные средства жителей 7 поморских городов. Строительство крепости велось силами и на средства поморских граждан, с которых было собрано по рублю с каждого двора. Кстати, именно поморы одержали самую первую победу России над непобедимой Швецией у стен Новодвинской крепости. Но памятника герою этого сражения - знаменитому поморскому кормщику Ивану Рябову (Седунову) - в Архангельске нет. Он оказался малозначительным для городских властей на фоне культа царя Петра.
- Чем же так не угодил Архангельск царю?
- Пётр хотел, чтобы Петербург стал главным международным морским портом России и рассматривал Архангельск исключительно как конкурента своему детищу. В угоду новой российской столице он всячески ограничивал товарооборот Архангельского порта. Но ограничительные меры не дали ему желаемого результата, а к 1710 году обороты архангелогородской ярмарки, согласно таможенной «перечневой выписке», достигали 2 млн 773 тысяч рублей, что вызывало ярость у Петра I, желавшего быстрейшего роста Петербурга, но отнюдь не Архангельска. Тогда Пётр решил, что конкурента надо уничтожить. И 11 декабря 1724 года Пётр I именным указом запретил иностранным торговым кораблям приходить в Архангельск. Это привело к резкому краху экономики столицы Поморья, массовому обнищанию поморов, и уже никогда Архангельск не мог достичь былого процветания.
- Почему в Петербурге культ Петра уместен, а в Архангельске нет?
- Потому что для Петербурга он действительно отец-основатель, а для Архангельска - наоборот. Вместо культа Петра Великого в Архангельске уместнее развивать культ Великих поморов: Михайлы Ломоносова, Ивана Рябова, Семёна Дежнёва, Ерофея Хабарова, Саввы Лошкина и других. Но сломать стереотипы будет очень сложно. Так что ещё не одно поколение горожан будет благодарно Петру, не зная, что он фактически ненавидел Архангельск.
Беседовал
Тофилий ДЫМНЫЙ
Фото Владимира ФИСОИ
P.S. Редакция газеты «Защита прав граждан» предлагает читателю высказать своё мнение по этой теме. Кому как не архангелогородцам пора начать дискутировать, спорить, комментировать то или иное мнение наших авторов. Пишите, звоните, или ждём вас на сайте издания: www.zpg29.ru